воскресенье, 24 марта 2013 г.

Это парни, которым будет вечно по двадцать…

Он был одним из почти пятнадцати тысяч тех, кому не суждено было вернуться оттуда – из далекой горной и по сей день не всегда понятной многим страны. Страны с веками враждующим населением, имя которой – Афганистан. Так распорядилась судьба.

О нем не написано книг, его именем не названы улицы. Он немного успел сделать всего лишь за двадцать лет своей жизни.

Его звали Андрей Тарасов. Вырос он в Архангельске, учился в 22 средней школе. Именно по школе я его и запомнил. Знакомы мы были немного, поскольку он был младше меня, а в школьные времена разница в четыре года очень существенна. Познакомились мы с ним, когда он пришел на занятия фотокружка, который вели мы с моим другом для младших классов. Мы в то время учились в девятом, а Андрей в пятом.



А запомнился он тем, что, несмотря на желание научиться фотографировать, на месте ему не сиделось, и каждое занятие он превращал в цирк. Занятиям это, правда, мешало не очень и даже привносило в них определенный колорит. Больше всего из этих занятий запомнилось вот что. В те времена фотореактивы – проявитель и фиксаж –выпускались в виде больших круглых таблеток, запаянных в пленочную упаковку. Мы, чтобы ускорить процесс их растворения в воде, разбивали их молотком прямо в упаковке до порошкообразного состояния, и потом высыпали в воду. К навыкам фотографирования это особенно не относилось и было рассказано больше как житейский совет, но на Андрея это действо произвело глубочайшее впечатление. Поэтому содержание контрольной работы по проявке пленок, которую мы организовали своим подопечным после того, как рассказали суть этого процесса, написанной А.Тарасовым, выглядело так: "Взять молоток, раздолбать проявитель, то же самое сделать с фиксажем". И ни слова больше. Уж не знаю, как он сидел на уроках, но на переменах при виде своих учителей-фотографов ему непременно нужно было вытворить что-нибудь эдакое. Но главное, что никто на него за это не обижался. Парнем он был добрым и просто любил подурачиться. Таким он и запомнился мне на всю жизнь. Позже занятия в фотокружке как-то быстро прекратились, я закончил школу, и видеться с ним мы стали значительно реже. 

А потом он вдруг исчез из поля зрения. Вначале я не придавал этому большого значения и просто считал, что Андрей куда-то уехал – учиться или просто переехал в другой город. Правды я не знал долго – до того момента, когда из Афгана вывели войска. После вывода в одной из местных газет был опубликован список архангельских парней, погибших там, за речкой. Из нее я узнал, что Андрея уже четыре года нет в живых. Попытался вспомнить, когда его видел в последний раз, но, к сожалению, не смог. 


И этот бой среди камней,
Короткий, как клинок кинжала,
Когда кого-то из парней
Слепая смерть к себе забрала

Когда я слушаю песни "Голубых беретов", часто вспоминаю Андрея. Это ведь и про него тоже. К сожалению, я не знаю никаких подробностей о его службе в Афганистане. Все, что я имею – это найденная в Интернете отсканированная страница из 2-го тома "Книги памяти о советских воинах, погибших в Афганистане", изданной в 1999 году Военным издательством. Всего несколько строк – "24.03.85 в бою подавил три огневые точки противника, во время боя получил смертельное ранение". В те годы номера воинских частей, в которых служили погибшие солдаты, еще не указывали, поэтому информацию о том, в какой части служил Андрей Тарасов, мне удалось найти в Интернете сравнительно недавно. Его имя я нашел в списке погибших 103-й Витебской воздушно-десантной дивизии. Служил он в знаменитом "полтиннике" – 350-м гвардейском парашютно-десантном полку.
В "Книгу памяти…" не попала информация о том, что в 1991 году на Вологодском кладбище в центре Архангельска был открыт мемориал "Площадь памяти", куда были перезахоронены воины-интернационалисты, погибшие в Афганистане. Среди них – гвардеец-десантник Андрей Тарасов.
В 22 средней школе, где учился Андрей, есть стенд, посвященный его памяти. Его имя значится в одном списке с выпускниками школы, погибшими на полях Великой Отечественной.
Сегодня, 24 марта – очередная годовщина со дня гибели Андрея. Он погиб 28 лет назад, едва отметив свое двадцатилетие. И снова приходят на память строчки из "Голубых беретов":

Это парни, которым
Будет вечно по двадцать.
Это те, кто прославил десант.

3 комментария:

  1. ...сложно это все... :-( грустно и страшно.
    "В ... школе, ... есть стенд, посвященный..."
    А сколько серебряников новое государство, платит его матери (она наверно еще жива) за ошибки старого государства?
    Не жaлко ни oднoго aмeрикaнcкoго солдата, погибшего в Афгане. Все они туда пошли по доброй воле, пускай по глупой, но, по своей воле. Сами подписались, сами нанялись, сами получили деньги за это, сами и получили. Безмерно жалко мальчишек которые никого не хотели убивать, но которых взяли за шкварник и бросили в мясорубку.

    ОтветитьУдалить
  2. Поэтому я это и написал. Сейчас многие воссоздают по крупицам те события. Читаешь форумы и понимаешь, что многие детали у людей в памяти стираются. Об Андрее, как впрочем и о многих других, в Интернете информации минимум - лишь то, что напечатано в Книге памяти. Но даже и там напечатано только то, что он закончил ГПТУ-15 и ни слова о школе. Ну, и о его перезахоронении тоже. Нашел несколько сайтов "полтинника", там вроде бы и написано, что они собирают любую информацию об однополчанах, особенно о тех, кто погиб. Но попытки связаться с создателями по адресам, указанным на этих сайтах, не увенчались успехом - "Адрес не существует". Так и не удалось никому ничего переслать. Я даже не знаю, в какой роте он служил.
    Потому и решил это здесь разместить.

    ОтветитьУдалить
  3. Согласен, написать тут об Андрее это лучше чем вообще ничего не сделать. Но... ему уже не поможешь, пусть даже надгробие сделать из чистого золота. Ему вообще больше ничего не нужно. Все, что делается по эту сторону Стикса (http://ru.wikipedia.org/wiki/Харон_(мифология)) нужно исключительно для нас, а не для них. Написать об Андрее - правильный вектор применения силы (усилий), но что дальше, что на конце этого вектора? Еще 5 -10 заметок по этому поводу. Еще 20-30 писем, которые снова останутся без ответа. Какова конечная цель? Без четкого определения цели трудно будет сказать достигнута она или нет, и невозможно будет утверждать напрасны или нет были усилия.

    ОтветитьУдалить